Музыкальный руководитель

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение 

"Берёзовский детский сад №35"

ЛЕСНАЯ СКАЗКА

Страничка музыкального руководителя

 

  

Как психологически подготовиться

 к участию в конкурсе

 

Накануне важных событий, в том числе и участие в конкурсе, дети могут испытывать растерянность, беспокойство, тревогу или даже страх. Находясь в тревожном состоянии, ребенок, его организм, испытывает стресс.

 

Тревожность – это переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, предчувствием грозящей опасности или чего-нибудь неизвестного.

 

Стресс (в переводе с англ. языка обозначает давление, натяжение, усилие) - состояние психического напряжения, возникающее у человека в процессе деятельности в наиболее сложных, трудных условиях.

Готовясь к конкурсу, очень важно не настраивать детей на победу, т.к. мы не знаем соотношения своих сил и других, но в то же время надо быть уверенным в себе и знать, что для успешного выступления у нас есть все возможности.

Конкурс – это достаточно волнительное событие!

 

Как суметь побороть волнение? Главное, чтобы волнение родителей, педагогов не передалось детям, они в эти моменты особенно восприимчивы к любым изменениям вашего поведения и настроения. Поэтому важно сохранять спокойствие, как говорил Карлсон, не нервировать себя, и тогда не будут нервничать другие. Но есть опасность в том, что ваше внешнее спокойствие может вызвать успокоенность конкурсантов и в результате, вялость. Поэтому держать детей в тонусе просто необходимо.

Важно после конкурса испытать состояние удовлетворения; если его нет, то, видимо, не все удалось. Чаще всего дети сами понимают, когда получилось, а когда нет. Бывает так, что все получилось, но результат не тот, которого ребенок ожидал. В этом случае вы, как родители, можете сказать своему ребенку: «И хорошо, что не первое место, есть к чему стремиться, а это большой стимул не останавливаться на достигнутом». Поражения порой дают огромный толчок для дальнейшего развития. Главное - верить в успех и стремиться к нему, тогда обязательно все получится.

 

Участие в конкурсе – это замечательная возможность приобрести опыт, это мотивация к дальнейшему развитию и творческому росту.

 

ПРАВИЛА БОРЬБЫ С ТРЕВОГОЙ И СТРЕССОМ

НА ЭТАПЕ ПОДГОТОВКИ К КОНКУРСУ:

 

*    Настройте ребенка психологически.

Успехи или неуспех выступления определяется психологическим настроем до и во время конкурса. Постарайтесь настроить ребенка на позитивный результат. Используйте формулу: «даже если…., в любом случае….».

 

*    - Нужно смотреть на вещи позитивно.

Не ослабляете уверенность ребенка. Независимо ни от чего будьте благорасположены к малышу. Положительное отношение поможет преодолеть трудности и неудачи. Все победители всегда мыслят позитивно.

 

*    Формируйте конструктивное отношение к успеху-неуспеху.

Формируйте позитивное отношения к выигрышу, проигрышу – к любому результату, он должен восприниматься прежде всего, как ориентир на пути овладения знаниями, умениями и навыками. Именно такое отношение позволяет снять ориентацию только на результат, сделать конкурсанта более свободным по отношению к собственным успехам и неудачам, сориентировать внимание на самой деятельности.

 

*    Отреагируйте страхи и негативные эмоции.

Применяйте метод отреагирования, например, возьмите на вооружение приёмы «рисование страхов», «рассказы о страхах», причём акцентироваться должна тематика конкуренции, конкурса. В ходе этой работы приветствуются попытки юмористического, карикатурного изображения ситуации.

 

*    Нарабатывайте опыт.

Можно отрепетировать вместе с ребенком выступление перед зеркалом, перед родственниками, друзьями и т.д. (начиная с ситуаций, которые могут лишь немного взволновать, и, кончая теми, которые вызывают сильную тревогу).

 

*    Создайте свой ритуал.

Придумайте и используйте «талисманы», «формулу успеха», «ритуал победителя».

                                              

ПРАВИЛА БОРЬБЫ С ТРЕВОГОЙ НА ЭТАПЕ УЧАСТИЯ В КОНКУРСЕ

 

Для того чтобы успешно выступить - ребенку можно помочь преодолеть возможное напряжение.

Один из самых простых способов - дыхательная гимнастика. Несколько глубоких вдохов и выдохов помогут быстро снизить волнение перед выступлением. Попрактикуйтесь дома, вдыхая через нос на счет 4 и медленно выдыхая на счет 7-8.

 

ПРАВИЛА БОРЬБЫ С ТРЕВОГОЙ И СТРЕССОМ

НА ЭТАПЕ ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ КОНКУРСА

 

O - Не ругайте ребенка за ошибки. Все мы люди и все мы ошибаемся. Негатив приведет только к еще более худшему результату.

O - Вспоминайте плюсы, а не минусы. Конечно, приятно занять призовое место, но далеко не каждый раз удается быть в призерах.

O - Поддержите малыша. Конечно, легко поддерживать, когда вы победитель. Чемпионы тем и отличаются от других, что они умеют поддерживать себя, когда ситуации складываются не так успешно. Не показывайте ребенку свое уныние после неудачи. Будьте другом ребенку в поддержке в трудную минуту.

 

НЕСКОЛЬКО СОВЕТОВ, ЧТОБЫ

СНЯТЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ НАПРЯЖЕНИЕ

O  Установка: «Все будет хорошо» – это четкая установка не должна никогда вас и вашего ребенка покидать.

 

O Восстановление дыхания. При волнении, мозг дает установку внутренним органам работать в активном режиме. Поэтому необходимо восстановить дыхание. Начните вместе с ребенком дышать глубоко и медленно:

u   медленно сделайте глубокий вдох;

u   задержите дыхание и сосчитайте до четырех;

u     медленно выдохните;

u повторите процедуру - медленный вдох + задержка дыхания + медленный выдох - 4-5 раз.

 

O Мышечное расслабление:

u приседание, так как мышечное напряжение может чувствоваться в коленях;

u сжать кулаки, затем стряхнуть, сбросив при этом все напряжение, которое сковывает.

 

 

Информация размещена  на сайте "Лесная сказка" 15.11.2016г

 

Рекомендации для родителей

«Баю-баюшки, баю

Милую свою баю,

Баю славную свою...»

 

Сколько ласковых слов находит мать, убаюкивая своё дитя. Малыш ещё не знает языка, не понимает слов, но, слушая колыбельную, он успокаивается, затихает, засыпает. Это первая в его жизни музыка. Она воспринимается малышом с магической силой, потому что исходит от самого родного, самого дорогого существа - матери.

Ритм колыбельной песни, обычно соотнесённый с ритмом дыхания и сердцебиения матери ребёнка, играет важную роль в их душевном единении. При такой внутренней настройке слова, образы  песни проникают в глубину души маленького существа. Через колыбельную у ребёнка формируется потребность в художественном слове, музыке. Постепенно, привыкая к повторяющимся интонациям, ребёнок начинает различать отдельные слова, что помогает ему овладеть речью, понимать её содержание.

В некоторых колыбельных содержатся элементы нравоучений. Для народной культуры характерно стремление дать ребёнку основные ценностные ориентиры как можно раньше. Особое значение в песнях уделено колыбели - первому собственному месту ребёнка в этом мире:

«Висит колыбель на высоком крюку.

Крюк золотой, ремни бархатные,

Колечки витые, крюки золотые»

 

В таких колыбельных утверждается высшая ценность занимаемого ребёнком места, потому что для полноценного психического развития ребёнку важно утвердится в том, что место, занимаемое его «Я» в этом мире - самое хорошее, его мама - самая лучшая, а дом - самый родной.

Кроме осознания своего «Я», колыбельная песня знакомит ребёнка с пространством окружающего мира.

Когда ребёнок становится постарше, ему поют колыбельные сказочного содержания, в текстах которых решаются новые психологические задачи.

Но самое важное в колыбельной песне - это материнская нежность, любовь, которая придаёт малышу уверенность в том, что жизнь хороша, и если станет плохо - ему помогут, его не бросят. На этом глубинном чувстве защищённости, базового доверия к жизни будет основан потом жизненный оптимизм взрослого. Как неоценима важна такая уверенность для ребёнка, который войдёт в наш сложный, противоречивый и обманчивый мир!

А как важна привычка постоянного общения с матерью! В такие минуты общения к нежной песне присоединяется рассказывание сказок, историй, задушевные разговоры о самом главном на сон грядущий. А сон, как известно, дан человеку не только для отдыха, но и для глубинной обработки той информации, которая накопилась за день. Поэтому всё, о чём говорится перед сном, закладывается глубоко в душу человека и сохраняется там на всю жизнь.

ПОЙТЕ ДЕТЯМ ПЕРЕД СНОМ!

ПОЙТЕ, КАК МОЖЕТЕ. НА ЛЮБОЙ МОТИВ, УДОБНЫЙ ДЛЯ ВАС.

ГЛАВНОЕ - С ЛЮБОВЬЮ. ПУСТЬ ВАШИ ДЕТИ ТОЖЕ ВЫУЧАТ КОЛЫБЕЛЬНЫЕ ПЕСНИ И БУДУТ ПЕТЬ СВОИМ КУКЛАМ. ЭТО ИМ ПРИГОДИТСЯ, КОГДА ОНИ САМИ БУДУТ МАМАМИ И ПАПАМИ.

«Люли-люлющки-люли!                             «Динь-дон. Динь-дон,

Все игрушки спать легли,                        В переулке ходит слон.

К нам пришла Бабайка-                            Старый, серый, сонный слон,

Скорозасыпайка!                                          Динь-дон, Динь-дон.

Ласковый голосок,                                        Стало в комнате темно:

Шёлковый поясок...                                      Заслоняет слон окно,

Будет с нами до утра-                                Или это снится слон?

Спите, глазки, спать пора»                          Динь-дон, динь-дон.

                         И. Демьянов                                        И. Токмакова 

«Не шурши ты, мышь, прошу,

Сон приходит к малышу.

Не грибы несёт тропинкой,

А зевки несёт в корзинке...

Позеваем сладко -

И уснём в кроватке!»
И. Демьянов

Информация размещена  на сайте "Лесная сказка" 10.10.2016г.

Рекомендации для родителей:

«Музыкальное воспитание детей

в условиях семьи»

 

Музыкальное воспитание детей в   условиях семьи


Музыка занимает важное место в развитии личности ребенка и является той прочной нитью, которая связывает ребенка с миром взрослых и вместе с тем позволяет ощутить себя как личность. Влияние музыки бывает подчас более сильным, чем уговоры или наказания, поскольку она может непосредственно воздействовать на чувства ребенка через эмоционально-образное содержание музыкального произведения, вызвать у ребенка чувство -  сопереживание, формирует его внутренний мир. Музыка, очень хорошо, побуждает ребенка к творчеству, активизируя его воображение, фантазию. Простейшие творческие проявления ребенка в доступной для него музыкальной деятельности являются залогом его будущего успеха в последующей жизни.
От того, насколько комфортна окружающая ребенка среда, будет во многом зависеть его собственное поведение по отношению к сверстникам, и окружающим его, взрослым. И если ребенок будет воспитываться в атмосфере душевной теплоты, понимания, эмоционального комфорта, то у него не будут возникать негативные проявления, чувство отторжения, ощущение собственной неполноценности и ненужности. Задача родителей – содействовать музыкально-творческому развитию ребенка, поддерживая стремление к игре, попытки к самостоятельным действиям и стимулируя их; развивать у детей интерес к музыке, желание участвовать в исполнении незатейливых песен, танцев, игр.

Музыкальные занятия в домашних условиях.


Правильно организованные музыкальные занятия могут сыграть большую роль в создании особой, дружеской, доверительной и творческой атмосферы в семье, что несомненно значимо для ребенка с проблемами в развитии. Это важно и для укрепления семейных отношений.
Каждая семья должна позаботиться о наличии хотя бы скромной фонотеки с записью музыки для детей. Это должна быть музыка, ценная в художественном отношении, воспитывающая у детей нравственно-эстетические чувства, способствующая первоначальному формированию основ музыкального вкуса и доступная для восприятия ребенка. В основном это классическая музыка, предназначенная для слушания, музыка для движений, детские песни, сказки с музыкальным сопровождением. 
Основной совет, который можно дать родителям:  побольше слушать с детьми хорошую музыку, сделав это правилом, семейной традицией, но нужно обратить внимание на то, какую музыку слушаете вы и ваши дети.

Возбуждающая, громкая музыка, выражающая агрессивный настрой, лишает человека состояния уравновешенности, спокойствия, побуждает к разрушительным действиям. Особенно противопоказана такая музыка гипервозбудимым, расторможенным детям со слабым контролем, т. к. она усиливает проявление отрицательных свойств в поведении ребенка.
Спокойная музыка, вызывающая ощущения радости, покоя, любви, способна гармонизовать эмоциональное состояние как большого, так и маленького слушателя, а так же развивать концентрацию внимания. 
Играя дома с детьми, мы советуем, широко использовать песенки-упражнения для развития мелкой моторики у детей. Забавные тексты песенок являются подсказкой для предлагаемых движений, а веселая и красивая музыка создаст нужное настроение, поможет ритмичному и выразительному исполнению.

Предлагаемые песенки-игры способствуют развитию внимания, памяти и мышления детей.

 


 

 

 

МАЛЕНЬКАЯ МЫШКА


Маленькая мышка.                         Бегут пальцами обеих рук по

                                                       столу и коленям.

По городу бежит, 
Глядит ко всем в окошки,              
Сложив пальцы рук круглым

                                                        окошечком, заглядывают в него.
И пальчиком грозит
:                        Грозят пальчиком. 

 

«А кто не лег в кроватку?                 Руки прижаты ладонями друг к   

                                                        другу. Лежат на тыльной стороне          

                                                        одной из рук на столе (коленях)
А кто не хочет спать? 
                      Переворачивают руки на другой 

                                                         «бок».
Такого непослушного                        Щекочут пальцами то одну, то 
я буду щекотать!»                              
другую ладошку.   

 

РИСОВАНИЕ

Дети выполняют движения в соответствии с текстом. Можно рисовать на столе, коленях, полу, животе…

Мы кружок нарисовали,
Наши пальчики устали,
Мы руками потрясем,
Рисовать опять начнем.
Мы черту нарисовали…..
Мы волну нарисовали….
Точки мы нарисовали…..

Такие игры могут быть использованы для совместного отдыха детей и взрослых.

 

 

 Информация размещена  на сайте "Лесная сказка" 23.09.2016г.

Методические рекомендации для педагогов МБДОУ

      "Роль воспитателя в музыкальном воспитании детей" 

         Успехи в музыкальном развитии детей, эмоциональное восприятие ими музыки тесно связаны с работой воспитателя. Именно воспитатель, обладающий широким кругозором, определенной музыкальной культурой, понимающий задачи музыкального воспитания детей, является проводником музыки в повседневную жизнь детского сада. Хорошие деловые взаимоотношения музыкального руководителя и воспитателя благотворно влияют на детей, создают здоровую, дружественную атмосферу, одинаково необходимую как для взрослых, так и для детей.

Основной формой музыкального воспитания и обучения ребенка в дошкольном учреждении является музыкальные занятия. В процессе занятий дети приобретают знания, умения, навыки по слушанию музыки, пению, музыкально-ритмическим движениям, игре на ДМИ.

Музыкальные занятия – это художественно-педагогический процесс, способствующий развитию музыкальности ребенка, формированию его личности и освоению действительности через музыкальные образы. Музыкальные занятия играют важную роль в развитии выдержки, воли, внимания, памяти, в воспитании коллективизма, что способствует подготовке к обучению в школе. На них осуществляется планомерное воспитание каждого ребенка с учетом его индивидуальных особенностей.

Проведение музыкальных занятий не является монополией музыкального руководителя, а составляет часть педагогической работы, которую ведет воспитатель.

         Участие воспитателя в музыкальном занятии зависит от возрастной группы, музыкальной подготовленности детей и конкретных задач данного занятия. Особенно важно участвовать воспитателю в работе с младшими группами, где ему принадлежит главная роль в игре, пляске, песне. Чем младше дети, тем активнее приходится быть воспитателю – оказывать помощь каждому ребенку, следить, чтобы дети не отвлекались, были внимательными, наблюдать, кто и как проявляет себя на занятии. В старшей и подготовительной группах, детям предоставляется больше самостоятельности, но все же помощь воспитателя необходима. Он показывает движения упражнений вместе с музыкальным руководителем, исполняет пляску вместе с ребенком, у которого нет пары, осуществляет контроль за поведением детей, за качеством выполнения всего программного материала. Воспитатель должен уметь петь песни, показывать любое упражнение, игру или танец, знать музыку для слушания из детского репертуара. Во время музыкальных занятий воспитатель следит за осанкой детей, произношением слов в песне, качеством усвоения материала. Роль воспитателя меняется в зависимости от содержания музыкального занятия. Если в плане занятия намечено знакомство с новой песней, спеть ее может воспитатель, если предварительно разучит ее с музыкальным руководителем. Допускается и такой вариант: первый раз исполняет песню музыкальный руководитель, повторно – воспитатель. Воспитатель следит, все ли дети активно поют, правильно ли они передают мелодию песни, выговаривают слова. Поскольку музыкальный руководитель находится около инструмента, он не всегда способен заметить, кто из детей спел то или иное слово неправильно. Если занятие посвящено слушанию музыки, воспитатель может рассказать о содержании музыкальной пьесы, которую будет исполнять музыкальный руководитель, во время исполнения следить за тем как дети воспринимают музыку. Когда дети мало высказываются по поводу услышанного, воспитатель помогает им наводящими вопросами. При проведении музыкально-ритмических движений с детьми младших групп, воспитатель играет с ними, показывает плясовые и имитационные фигуры. В  старших группах он внимательно следит, правильно ли дети выполняют движения и кому из них надо помочь. Присутствуя на занятиях, активно участвуя в них, воспитатель не только помогает детям, но и сам усваивает материал. Необходимо, чтобы на занятиях поочередно присутствовали оба воспитателя. Зная репертуар, они могут включать те или иные песни, игры в повседневную жизнь детей.

         Жизнь ребенка становится красочнее, полнее, радостнее, если не только на музыкальных занятиях, но и в остальное время в детском саду создаются условия для проявления его музыкальных склонностей, интересов, способностей.

         Умения, полученные на занятиях, обязательно должны закрепляться и развиваться также вне них. В разнообразных играх, на прогулках, в часы, отведенные для самостоятельной деятельности, дети по собственной инициативе могут петь песни, водить хороводы, слушать музыку, подбирать простейшие мелодии на металлофоне. Таким образом, музыка входит в быт ребенка, музыкальная деятельность становится любимым занятием.

          На музыкальных занятиях сообщаются новые сведения о музыкальных произведениях, формируются певческие и музыкально-ритмические навыки, обеспечивается последовательное музыкальное развитие всех детей по определенной системе. В повседневной жизни детского сада акцент делается на индивидуальной работе с детьми – развитии их музыкальных способностей, формировании чистой интонации, обучении детей игре на ДМИ. Ведущая роль здесь отводится воспитателю. Учитывая возраст детей, он определяет формы включения музыки в режим дня. Многие стороны жизни детского сада допускают связь с музыкой и приобретают от этого большую эмоциональную наполненность.

         Музыка может быть использована в сюжетно-ролевых творческих играх детей, утренней гимнастике, при проведении некоторых водных процедур, во время прогулки (в летнее время), вечеров развлечений, перед сном. Допускается включение музыки в занятия по разным видам деятельности: изобразительной, физкультурной, по ознакомлению с природой и развитию речи.

Игра, безусловно, является основной деятельностью ребенка вне занятий. Включение музыки в игру делает ее более эмоциональной, интересной, привлекательной. Возможны различные варианты применения музыки в играх.

В одних случаях она является как бы иллюстрацией к действиям игры. Например, играя, дети поют колыбельную песню, празднуют новоселье, пляшут. В других случаях дети отражают в играх впечатления, полученные на музыкальных занятиях, праздниках. Проведение сюжетно-ролевых игр с музыкой требует очень осторожного и гибкого руководства воспитателя. Он, наблюдая ход игры, побуждает детей к пению, пляскам, игре на ДМИ. Многие сюжетно-ролевые игры возникают лишь тогда, когда детям дают игрушечный телевизор, пианино, театральную ширму. Дети начинают играть в «музыкальные занятия», «театр», выступать с концертами по «телевидению».

         Музыка может входить как составная часть и в разные занятия. Эстетическое восприятие природы порождает у детей любовь к Родине. Музыка же помогает им более глубоко эмоционально воспринимать образы природы, ее отдельные явления. В то же время, наблюдения за природой углубляют восприятие музыки. Она становится более понятной и доступной. Например, если, идя на прогулку в парк или лес, дети обратят внимание на красивую стройную березку, то воспитатель должен предложить детям внимательно ее рассмотреть, вспомнить о ней стихотворение, а еще лучше спеть песню или водить хоровод. Таким образом, воспитатель закрепляет детские впечатления, полученные от непосредственного наблюдения природы при помощи музыкального произведения. Кроме того, воспитатель может проводить летом на прогулках игры с пением. Это придает прогулкам содержательность. Заранее разученный на музыкальных занятиях музыкальный  материал, связанный с темой природы, позволяет детям быть более внимательными при наблюдениях. Дети начинают понимать, что каждое явление природы, каждое время года по-своему прекрасно. Музыка, в зависимости от задач, которые ставит воспитатель, или предшествует наблюдению, или закрепляет детские впечатления.

 Информация размещена  на сайте "Лесная сказка" 23.11.2015г.

Дата последнего обновления страницы 02.08.2021
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения